Пляшущая матрешка, внутри которой топор
21 августа, 2012
АВТОР: Андрей Рудалёв
Одно время меня сильно раздражало, когда, например, академик Виталий Гинзбург, заявляя о себе как об атеисте, принимался рассуждать о вере. Однако надо отдать должное, он сам всегда заявлял, что в вопросах религии, веры мало что понимает, но судить берётся… Но это академик, большая фигура в науке. Сейчас же у нас чуть ли не каждая домохозяйка стала считать себя докой в вопросах веры и почитает своим долгом высказать по этому поводу своё весомое мнение, в котором, как правило, проявляется общее дикое религиозное одичание. Ещё бы, вот уже полгода все СМИ крутят мыльно-оперный и реально-шоу-сериал. Это я о «Пусси райт». О ком же ещё можно говорить, это главная модная тенденция нынешнего сезона, прикольная фенечка, не нацепив которую, ты будешь чувствовать себя вне тренда, лузером и аутсайдером. Это главное достояние нашего культурного времени. Даже виднейшие деятели этой самой культуры списком пошли и поставили галочки в поддержку…
Не буду долго говорить о всей этой скверной истории, от которой уже изжога у всех, но отмечу то, что по итогу. Далее пошли не только пляски, но потоки лжи, ругани, всевозможные осквернения храмов, поджоги, срубленный крест… Собственно, это и был ответ на всю ту дискуссию, напоминающую сказку про белого бычка: чем был этот февральский выверт разноцветных человечков в Храме Христа Спасителя, которому по злой иронии навесили прозвище «панк-мобелен». По большому счёту, именно этот срубленный в Киеве – истоке русского Православия – крест и был реальной целью всего этого действа.
Тут, конечно же, скажут, что это вина самой Церкви и лично патриарха, допустили, вовремя не остановили. Но не Церковь к этому привела. Она барометр общества, своеобразный томограф человеческих душ, на экране которого высвечивается всё. Ведь не этот аппарат мы виним, когда он свидетельствует о внутренней пустоте или черноте. «Церковь одна», – сказал в своё время философ Алексей Хомяков, при этом не стоит смешивать Церковь и клир. Её нельзя отформатировать в угоду той или иной точке зрения, подвести под какую-либо политическую платформу. Она «столп и утверждение истины», писал прекрасный Павел Флоренский. Эту истину она и показала, оставаясь столпом, не поддавшимся водовороту событий. В этой пляске и за всеми последовавшими событиями изначально был заложен топор, направленный на крест, и не только православный. Этот топор многие не заметили, многих соблазнили, теперь он стал явным.
Мы стали свидетелями особого затяжного перформанса в стиле известной выставки «Осторожно, религия!». Но если там, в том числе, рубили иконы, то здесь, посредством выверта, ловкого передергивания решили подрубить и внести сомнения в основы веры. Цель всего – деформация сути Церкви, создание вокруг неё управляемого информационного поля, состоящего из ложного, вывернутого наизнанку её образа. Церковь превратилась в устах многих в ЗАО, патриарх стал корыстолюбивым стяжателем, руководящим этим ЗАО, а Храм Христа Спасителя – попросту офисным центром. Мало этого, это ЗАО уличили в коррупции и в использовании административного ресурса. Мол, Православие слилось в экстазе с властью, делая друг другу всяческие преференции. Причём это не какие-то посылы для обсуждения, а аксиомы, которые стали транслироваться как общеизвестные истины. Любое сомнение крайне гневно и неистово пресекается. Исходя из этого, стали нагнетать другую как бы «истину»: Православию необходимы коренные преобразования, так как нынешнее его состояние порочно, ущербно. Оно уже не может оставаться прежним и должно идти в ногу со временем. Бесконечно озвучиваются навязчивые вопросы-утверждения: почему не модернизируется Православие? Почему не шагает в ногу со временем, а до сих пор пребывает в вековом невежестве, возвращая всех нас в Средневековье?
Вы все говорим, что наша современная культура, как массовая, так изысканно-высоколобая – локальная, местечковая, сконцентрирована в столицах. Часто выходит, что это послания друг для друга, не выходящие за пределы круга посвященных, как раньше говорили, образованного общества, теперь же, представителей «креативного» класса, если, конечно, их не разнесут по околице вездесущие СМИ. В данном же случае все действо изначально было ориентировано на обширную трансляцию, на внедрение в сознание широких слоёв общества. В этом и состоит выверт – ложный посыл: это не скоморошеское буйство, а «панк-молебен» против неправедной власти, это не главный храм, а торжище, офис, где всё покупается и всё продается и так далее. Так свёртывается и развертывается матрёшка выверта, внутри которой топор. Одно время настоятельно утверждали, что в каждом русском сидит кровожадный погромщик, его тёмное подсознательное должно бы пробудиться на этот раз, и не важно, в каком направлении он будет махать этим топором: начнёт ли рубить кресты или порубит тех девиц, которые вдруг стали умом, честью и совестью нашей эпохи. Вот и появились бы в основании новой модерн-церкви первые святые страстотерпцы… В любом случае манипуляторы акции, которые надеются устроить коренную перестройку русскому Православию, в накладе бы не остались.
Обществу пытаются навязать религиозную контрадикцию, систему искусственных имитаций, которая создаёт новую ценностную иерархию. В данном случае некий извод православного протестантизма – вера без Церкви. Причём это всё не вновь. Например, в 14 веке в Пскове и Новгороде существовала ересь стригольников. Церковные пастыри для стригольников были незаконными, архиереи и монахи осуждались за стяжательство, духовенство укорялось за поборы, причём не только с живых, но и с мёртвых, на которые существует. Все таинства, совершаемые священниками, стригольники объявляли недействительными, вместо них право учительства давали мирянам. У нас такие миряне также силятся учительствовать…
Веру сознательно пытаются перетянуть на иную площадку, например, на политическую стезю, которая традиционна была антирелигиозной или, по крайней мере, крайне скептической по отношению к вере. И на этой новой территории не вера ведёт миссионерскую деятельность, но агрессивная среда, в которую она попала, трансформируя из неё некий новый гибрид, по сути своей, экспонаты той же выставки «Осторожно религия!», где, мягко говоря, вольно интерпретировались христианские сюжеты и образы. Чем не преодоление религиозной рутины и обрядовости?.. Сотвори религию себе сам – таков один из настойчиво внушаемых догматов нового времени. Такой вот виртуальный симулятор построения религии требуют сейчас, говоря о необходимости трансформации Православия. Церковь одна. У нас же по типу партийной системы хотят внедрить многоцерковность.
А что светская власть в этой ситуации? Торжествует ли она, что перенаправила протестную активность на другой объект, растерялась ли или чувствует себя заложником ситуации. Её роль можно описать через героя лесковских «Соборян» Термосесова – хлестаково-бендеровского типа, который как-то сказал: «Религия может быть допускаема только как одна из форм администрации. А коль скоро вера становится серьёзной верой, то она вредна, и её надо подобрать и подтянуть».
Для власти вера – особый загон, жёстко огороженный флажками, а в перспективе вокруг неё должен выситься капитальный забор. Пока она «не опасна», в загончик этот могут быть допускаемы по особым мандатам люди, а сам он будет действовать в режиме своеобразного аттракциона, но если что – сразу «подтянуть». Это высказывание лесковского проходимца наша власть восприняла с каким-то неистовым азартом, выстраивая в общественном восприятии свою инсталляцию Церкви. В тех же «Соборянах» один из сановных героев как-то отмахнулся от протопопа Савелия Туберозова: «Да что же ты ко всем лезешь, ко всем пристаёшь: «идеал, вера»? Нечего, брат, делать, когда этому всему, видно, время прошло».
С другом мы как-то обсуждали эту тему, и он сказал, что Церковь сейчас превратилась в монолитный неподвижный железобетонный столб, и течение современной жизни, ударяясь об него, обтекает и проходит мимо. Наверное, здесь действительно есть два потока, которые протекают мимо: с одной стороны, это «креативный» нигилизм просвещённого класса, нашего «ума, чести и совести», а с другой, нигилизм государственнический, где также ни во что уже не верят: ни в страну, ни в человека, ни в Бога, а лишь совершают ритуальные жесты, которых от них требует роль. Вина ли Церкви, что они текут мимо?..
г. Северодвинск
Странный текст . Почему ? Не могу в нем найти то, во что верит автор текста . Что собственно для него свято ? Дело «бешеных писек» необходимо освещать с одной стороны . О душевном здоровье этих несчастных девушек . Они больны … Это бросается в глаза и это очевидно . И так задумано организатором . Его судить не за что . Провести медицинскую экспертизу, признать девок невменяемыми и дело в шляпе . Пойдете дальше ? Столкнетесь с тем, что и организатор глубоко болен . О, как ! Т.е. заказчика вам не достать . Вариантов развития событий много .
Вот, думаю, что писать нужно суть . В твоем понимании . Коротко и только затем доказывать и обосновывать . Если ли же текст не привязан к личности автора, то простите не интересно . Говорящий говорит под водой . Буль, буль, буль ….
Очень хорошая статья, и именно, по-существу.
Сразу вспоминается рубцовское
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято.
эта тема для понимающих хотя бы физический, ментальный и духовный уровни управления, У
Удар нанесен точно, расчитано, высокотехнологически — Цель добить связь Земля, народ — Дух а за непотребными девицами, которые выполняют роль «торпеды» разового назначения … для пвсевдоумников .. для досужего перебора и секс мотивации …
Но почему не отслеживаются группы поддержки, группы подвода, финансирование … так и заказчика можно было бы просчитать.
Сурков + Гельман = Бунт писек Сурков защищает самовольно занятую грядку . Он ловец душ . А Церковь Христа думает иначе . Имеем связь с очень прагматическими интересами . ( очень нано ) А вот глубоко позади :-) этого «нано» и стоит наш мистический герой с рогами и хвостиком . Ну, конечно можно так глубоко не копать и ограничиться методами т.Климова .
Как глубоко укоренились родоплеменные отношения в «Кремле» ? Что роднит и связывает представителей этих отношений и сильных мира сего ? У-где их любовь к Богу и всему Русскому ? Ась ? Если имена Богов писались на русском языке сотни тысяч лет, то эти Боги суть русские . Да, имеют право существовать любые другие отношения с Богом и на любом другом языке, но с обязательным условием не отнимать сие право у нас русских . С обязательным условием признавать существование нашего русского языка на всем протяжении жизни человечества . Вот, где-то так . Прошу прощения за ошибки . Учусь, стремлюсь, надеюсь .
Православие- основа русской культуры. Удао по православию — это удар по нашей культуре, попытка добить русскую нацию, посеять рознь, вызвать раскол. Странно, что наши враги выбраль такое узкое и демонистическое направление, как антихристианство и сатанизм. Неужели они рассчитывают так нас победить?
Впрочем, однажды они уже разрушили Россию под этими знаменами и убили последнего Царя.
Единственным правильным ответом Врагу будет укреплять свою культуру, и не допускать раскола между русскими.
И я скорблю не о киевских девицах, на злобу москалям завалившим собственный крест, а о тех русских, которые выбирают своим культурным идеалом водку и тюремный шансон.